Н.Н. Миклухо-Маклай в Индонезии

РОССИЯ И ИНДОНЕЗИЯ — ИСТОРИЯ СВЯЗЕЙ: НАСЛЕДИЕ Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ

Введение

Индонезия – стремительно развивающееся государство Юго-Восточной Азии, которое по праву носит титул одного из «новых азиатских тигров» наряду с Малайзией, Филиппинами и Таиландом. Вместе с тем Индонезия является крупнейшим островным государством мира и располагается на о-вах Малайского архипелага и западной части о-ва Новая Гвинея.

Отношения России c этим островным государством также развиваются высокими темпами. 3 февраля 1950 года между СССР и Индонезией были установлены дипломатические отношения. На современном этапе, Индонезия выступает одним из самых перспективных партнеров среди стран Юго-Восточной Азии. С начала XXI в., объем двусторонней торговли России и Индонезии вырос со US$108 млн. до US$2,45 млрд. (в 22 раза). Более того, между нашими странами развивается и двустороннее сотрудничество в политической области. 21 апреля 2003 года в ходе визита в Россию президента Индонезии Мегавати Сукарнопутри была подписана Декларация об основах дружественных и партнерских отношений между Российской Федерацией и Республикой Индонезией в XXI веке. В 2006 году Россию посетил президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно, а в 2007 году состоялся визит в Индонезию президента Российской Федерации Владимира Путина. Во время саммита АТЭС, прошедшего на Бали в 2013 году, г-н Юдойоно также представил свое гитарное и вокальное исполнение песни «Happy Birthday» в честь 61-летия Владимира Владимировича перед главами 19 государств.

Уже в мае 2016 года Россию с официальным визитом посетил глава Индонезии Джоко Видодо. Переговоры прошли в Сочи, президенты стран обсудили состояние и перспективы двустороннего торгово-экономического сотрудничества и ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Индонезия также является одной из стран-основательниц Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Эта межправительственная организация была образована 8 августа 1967 г. и поначалу включала в себя Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины и саму Индонезию. На современном этапе в организацию также входят Камбоджа, Бруней, Мьянма (Бирма), Лаос и Вьетнам. АСЕАН ставит перед собой ряд задач, среди которых содействие экономическому росту, социальному прогрессу, культурному развитию, миру и стабильности в Юго-Восточной Азии. Стоит отметить, что Россия активно сотрудничает с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и наши страны поддерживают регулярный диалог на высшем уровне. К примеру, в 2016 г. Президент Индонезии Д. Видодо принял участие и в юбилейном саммите Россия-АСЕАН, посвященном 20-летию диалогового партнерства России с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии. Тесный характер отношений между двумя странами проявляется в расширении сотрудничества в различных областях – от культуры до военно-экономических контактов. Традиционно Россия отводит важное значение образовательно-просветительскому направлению сотрудничества с Индонезией, что способствует более интенсивному, продуктивному и взаимовыгодному диалогу. Знание языка, классиков литературы и географии, а также понимание культуры и традиций друг друга, позволит активно развивать отношения между народами наших стран.

Вместе с тем контакты России и Индонезии начались еще задолго до второй половины XX века. В 1870-1880 годах на территории сегодняшней Индонезии (на индонезийских Молуккских островах, острове Сулавеси и нынешней провинции Западное Папуа) проводил свои исследования выдающийся русский ученый-гуманист и путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай.

Жизненный путь Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846-1888 гг.)

 

Н.Н. Миклухо-Маклай вошел в мировую и отечественную историю как выдающийся ученый-гуманист, путешественник и общественный деятель, который всю жизнь следовал гуманистическим принципам уважения к культуре и традициям народов мира, а также боролся за права жителей Юго-Восточной Азии и Океании.

Будущий всемирно известный исследователь и путешественник родился в 1846 г. в деревне Языково-Рождественское Новгородской губернии. В студенческие годы он искал себя: учился в Санкт-Петербурге и Германии на разных факультетах. Впоследствии выбор Н.Н. Миклухо-Маклая пал на медицинский факультет Йенского университета, так как ученый прекрасно осознавал, что для дальнейших исследований понадобятся знания сразу в нескольких областях науки. Русского ученого можно справедливо назвать естествоиспытателем или натуралистом широкого профиля.

В 1866–1869 гг. Миклухо-Маклай совершил экспедиции в Северную Африку, преимущественно для изучения морской фауны. Уже во время путешествия по берегам Красного моря проявились черты, определившие дальнейшую жизнь русского ученого, – склонность к трудным и опасным приключениям, глубокий интерес к образу жизни и культуре народов мира. В 1869 г. Миклухо-Маклай вернулся в Петербург и спустя год ученый представил Императорскому Русскому географическому обществу (ИРГО) свой проект многолетней экспедиции на Тихий океан, в которой планировал изучить его северную часть и проводить в основном зоологические, антропологические и этнографические исследования. ИРГО приняло проект Миклухо-Маклая и пообещало ему свое содействие.

Уже в процессе подготовки к экспедиции замыслы ученого существенно изменились. Ознакомление с научной литературой, беседы и переписка с ведущими отечественными и мировыми учеными навели Н.Н. Миклухо-Маклая на мысль, что запланированные им многолетние исследования целесообразно начинать с Новой Гвинеи – огромного острова в Океании, который в то время фактически оставался для европейцев неизведанной частью земного шара.

Обладая необычайным талантом и тягой к научному познанию мира, Н. Н. Миклухо-Маклай более 15 лет проводил этнографические и антропологические исследования в Юго-Восточной Азии, а также во всех культурных областях Океании: Меланезии, Полинезии и Микронезии. Бо́льшая часть работ русского ученого-гуманиста посвящена жителям северо-восточного побережья Новой Гвинеи (Берег Маклая), среди которых он прожил в общей сложности два с половиной года и трижды посетил эти места (1871–1872, 1876–1877 и 1883 гг.). Н.Н. Миклухо-Маклаю удалось наладить дружественный контакт и добрые отношения жителями Берега Маклая, а также освоить некоторые их языки. Своим терпением, доброжелательностью, отзывчивостью и отвагой Н. Н. Миклухо-Маклай завоевал доверие, любовь и преданность местных жителей. Фактически он «открыл» внешнему миру папуасов северо-восточного побережья Новой Гвинеи. Именно там Миклухо-Маклай прожил больше всего времени, проведенного им в Новой Гвинее, и назвал это побережье Берегом Маклая «по праву первого европейца, поселившегося там, исследовавшего этот берег и добившегося научных результатов».

Во время своих экспедиций по Юго-Восточной Азии и Океании, русский ученый тщательно и подробно описал хозяйство, быт, материальную культуру, нравы и обычаи местных жителей, уделяя особое внимание их самобытному искусству. Дневниковые записи Н.Н. Миклухо-Маклай по сей день остаются ценным источником по этнографии Новой Гвинеи.

Рисунки ученого, сделанные во время экспедиций, также являются ценным этнографическим и антропологическим источником, ведь они «отличаются точностью пропорций, тщательной прорисовкой деталей, ярко отражают как антропологический тип, так и человеческую индивидуальность». Н.Н. Миклухо-Маклай – автор более 700 рисунков.

Именно в эпоху Н.Н. Миклухо-Маклая разразились бурные дебаты вокруг исследований особенностей человеческих рас. Многие западные ученые пытались доказать, что человеческие расы неравноценны. Впоследствии эти теории использовались либо рабовладельцами, либо для оправдания колониальной экспансии. Миклухо-Маклаю была очевидна опасность подобных идей. Ряд европейских ученых считали папуасов промежуточным звеном между обезьяной и человеком, причем опирались на довольно абсурдные доводы о «пучкообразном» росте волос и «шершавости» кожи новогвинейцев. В ходе своих экспедиций на северо-восточное побережье Новой Гвинеи Н.Н. Миклухо-Маклай шаг за шагом находил неопровержимые доказательства того, что местные жители по своим физическим и психическим свойствам не отличаются от европейцев, чем показал несостоятельность расистских взглядов. Именно на примере папуасов северо-востока острова Новой Гвинеи, Миклухо-Маклай доказал всему миру, что нет людей высшей низшей расы и все люди равны от природы. Более того, Николай Миклухо-Маклай на протяжении всей жизни боролся за права народов Тихого океана, защищая их от произвола европейских работорговцев и колонизаторов.

Николай Миклухо-Маклай – автор около 160 научных трудов в области этнологии, антропологии, метеорологии и океанологии и др., опубликованных на русском, английском, немецком и других европейских языках. Более того, результаты исследований великого ученого-гуманиста и путешественника легли в основу ряда изданий по всему миру о жизни Миклухо-Маклая, в том числе и российского шеститомного (в семи книгах), наиболее полного на сегодняшний день собрания сочинений.

С момента первых экспедиций Миклухо-Маклая в Юго-Восточную Азию, а также на далекий остров Новая Гвинея прошло почти полтора века. За это время в мире произошли огромные перемены, но научный и общественный подвиг русского ученого и его богатое наследие по сей день служат во благо дружбы и сотрудничества во всем мире. Собранный Миклухо-Маклаем фактический материал по-прежнему актуален для науки и повседневной жизни, а точные свидетельства русского путешественника о жителях Юго-Восточной Азии и Океании стали одними из первых в мире правдивыми свидетельствами о населении этого региона. Более того, труды и гуманистические идеалы Н.Н. Миклухо-Маклая дают современным людям представление о необходимости сохранения традиций, а также уважения к традициям и культуре народов мира.

Примечательно, что Н.Н. Миклухо-Маклай всегда считал себя зоологом, но впоследствии был признан мировой и российской наукой как этнограф. Неслучайно его гуманистические идеи являются воплощением заповедей этнографа:

  1. Этнография – венец всех гуманитарных наук, ибо она изучает всесторонне все народы, все человечество в его прошлом и настоящем.
  2. Не делай себе кумира из своего народа, своей религии, своей культуры. Знай, что все люди потенциально равны: несть ни эллина, ни иудея, ни белого, ни цветного. Кто знает один народ – не знает ни одного, кто знает одну религию — не знает ни одной.
  3. Не профанируй науки, не оскверняй этнографии карьеризмом: настоящим этнографом может быть только тот, кто питает энтузиазм к науке, любовь к человечеству и к человеку.
  4. Шесть дней работай, а седьмой –  подводи итоги. Помни свой долг перед общественностью и наукой.
  5. Почитай великих предшественников, учителей в научной и общественной жизни, дабы и тебя чтили по заслугам твоим.
  6. Не убивай науки фальсификацией фактов, поверхностными, неточными наблюдениями, скороспелыми выводами.
  7. Не изменяй раз избранной специальности –  этнографии. Кто раз вступил на путь этнографии, не должен сойти с него.
  8. Не чини плагиаты.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, на другие народы, на их характер, обряды, обычаи, нравы и т.д. Люби ближнего больше самого себя.
  10. Не навязывай насильно исследуемому народу своей культуры: подходи к нему бережно и осторожно, с любовью и вниманием, на какой бы ступени культуры он ни стоял, и он сам будет стремиться подняться до уровня высших культур.

Кроме того, Н.Н. Миклухо-Маклай около семи лет прожил в Австралии, где ему оказали тёплый прием: путешественник быстро сблизился с австралийскими учеными и вскоре стал членом Линнеевского общества – ведущей научной организации Австралии. Вместе с тем Миклухо-Маклай совершил путешествие вглубь австралийского континента, где провел зоологические и антропологические исследования, а также палеонтологические раскопки. В Австралии Николай Николаевич познакомился со своей будущей женой – Маргэрит Робертсон, которая была дочерью главы австралийского штата Новый Южный Уэльс. Впоследствии у них родилось двое сыновей – Александр и Владимир (Нильс и Аллен).

В 1886 г. Н.Н. Миклухо-Маклай после более чем 20-ти лет экспедиций по Юго-Восточной Азии и Океании вернулся в Россию где стал живой легендой, после чего перевез в Петербург свою супругу и сыновей. После продолжительной болезни, вызванной осложнениями от малярии, лихорадки денге и ревматизма Н.Н. Миклухо-Маклай скоропостижно скончался 14 апреля 1888 г. в возрасте 41 года.

После смерти Николая Николаевича, его вдова с детьми возвратилась в Сидней. До 1917 года, от Российского правительства, она получала пенсию на содержание детей. Работы и коллекции своего мужа она передала Русскому Географическому Обществу, и сейчас они хранятся в Санкт-Петербурге, в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).

За свой вклад в мировую и отечественную науку, а также гуманистические идеи, которые надолго опередили свое время, в 1996 г., Н.Н. Миклухо-Маклай был признан ЮНЕСКО «Гражданином Мира» в честь 150-летней годовщины со дня рождения.

Безусловно, Николай Миклухо-Маклай – один из наиболее выдающихся ученых и путешественников второй половины XIX в., который внес неоценимый вклад в мировую науку, а его гуманистически идеи актуальны и сегодня. В условиях обострения межнациональных проблем практически во всех регионах мира особое значение приобретает прогрессивное идеологическое наследие Миклухо-Маклая о равенстве рас и народов, о недопустимости насильственного подавления культур, навязывания чужих стереотипов, осуществления колониальной или насильственной культурной экспансии. Научные исследования и опубликованные книги являются прочным и научно безупречным подспорьем, фундаментом в противостоянии реакционным великодержавным и националистическим тенденциям, и – что также очень важно – станет мощным оружием в деле воспитания чувств толерантности среди нынешнего поколения.

Путешествия Н.Н. Миклухо-Маклая на территории современной Индонезии

В ходе изучения Юго-Восточной Азии и Океании Н.Н. Миклухо-Маклая также привлекала Индонезия, куда он впервые прибыл в 1873 году, когда клипер «Изумруд» бросил якорь у яванского порта Батавия (ныне г. Джакарта). «Изумруд» – это то самое судно, на котором 22 декабря 1872 г. Н.Н. Миклухо-Маклай отплыл с северо-восточного побережья Новой Гвинеи (Берег Маклая), где он проводил свои этнографические, антропологические, океанографические, вулканологические и метеорологические исследования на протяжении почти 15-ти месяцев.

Узнав от капитана «Изумруда» Михаила Николаевича Кумани о намерении голландских властей собрать новую экспедицию к берегам Новой Гвинеи, Н.Н. Миклухо-Маклай обратился к генерал-губернатору Нидерландской Ост-Индии Джеймсу Лаудону с просьбой принять участие в этой экспедиции и получил от Лаудона телеграмму, в которой сообщалось, что экспедиция отправится в конце 1873 года и что русский ученый-гуманист будет на судне «самым желанным гостем». Именно поэтому Николай Николаевич решил покинуть борт «Изумруда» в Батавии. В то же время, Миклухо-Маклай не терял времени и во время стоянки «Изумруда» в о-ве Тернате (ныне административный центр провинции Северное Малуку в Индонезии), также получил от местных морских торговцев интересные сведения о жителях Индонезии и различных районов юго-западного побережья Новой Гвинеи.

По выражению Модеста Модестовича Бакунина, русского генерального консула в Батавии, «в городе днем и ночью одинаково душно и влажно, как в русской бане», поэтому уже тогда перенесший малярию Миклухо-Маклай, не задерживаясь в Батавии, отправился в Бейтензорг – город-сад, расположенный в 48 километрах к югу от нынешнего г. Джакарта.

Во второй половине XVIII века голландцы создали дворец и парк Бейтензорг (в переводе «беззаботный») на окраине нынешнего индонезийского города Богор (о-в Ява, провинция Западная Ява) как официальную резиденцию генерал-губернатора. Приехав в Бейтензорг, Николай Николаевич снял маленький домик, решил осмотреться и отдохнуть, но вскоре его посетил помощник Лаудона с настоятельной просьбой переселиться во дворец генерал-губернатора в качестве почетного гостя, обещая, что он будет совершенно так же свободен, как живя дома. Русский ученый принял это приглашение, но предпочел поселиться не в самом дворце, а в маленьком павильоне, под тенистыми деревьями окружающего дворец парка. Вначале Дж. Лаудон настороженно отнесся к русскому путешественнику, но вскоре проникся к нему симпатией и ввел его в узкий круг своих приближенных, которым дозволено было поддерживать неформальные отношения с его семьей.

В Бейтензорге Миклухо-Маклай надеялся отдохнуть и набраться сил для новых исследований. Но и здесь его не оставляла малярия, причем в новой для него, тоже изнурительной форме. Несмотря на это, Николай Николаевич активно работал над материалами своих экспедиций. Будучи в Индонезии, он подготовил ряд публикаций для ведущих мировых научных изданий, в том числе большую статью «Антропологические заметки о папуасах Берега Маклая на Новой Гвинее» и статью о папуасских диалектах, предназначенную для Петербургской академии наук. Уже тогда путешествия и исследования Миклухо-Маклая получили признание в ученом мире. 16 августа 1873 года он был заочно избран в Батавии иностранным членом-корреспондентом Королевского общества естествоиспытателей Нидерландской Индии.

Кроме того, пятнадцатимесячное пребывание на Новой Гвинее сильно повлияло на Миклухо-Маклая. Несмотря на лишения и опасности, которые он испытал, а Николай Николаевич был восхищен Новой Гвинеей и Индонезией настолько, что решил на многие годы, если не навсегда, поселиться в тропиках. «Мне делается совершенно ясным, — писал он Александру Мещерскому из Бейтензорга (Богора), – что мне не придется жить более в Европе. <…> Природа, воздух, обстановка жизни под тропиками мне положительно более по характеру и вкусу. <…> Итак, я поселюсь где-нибудь в благословенных странах тропических, но также не вблизи европейцев — около них все страшно дорого и скучно. Может быть, если финансы и охота позволят, приеду заглянуть на годик в Европу, но это не прежде, как лет через несколько!».

Как мы уже знаем, голландские власти планировали отправить в конце 1873 года к берегам Новой Гвинеи пароход для проведения исследований и пригласили Миклухо-Маклая принять участие в этом плавании. Но военно-политические события перечеркнули эти планы. Султанат Аче (Ачех) на севере Суматры был последним крупным независимым государством в в Малайском архипелаге. В марте 1873 года батавские власти потребовали у ачехского султана признания сюзеренитета Нидерландов, но получили отказ, и тогда в апреле голландский экспедиционный корпус высадился поблизости от столицы Аче. Колонизаторам не удалось её захватить, и с большими потерями они отступили и были отозваны на Яву. Началась война, растянувшаяся на многие годы. Это осложнило положение Миклухо-Маклая: голландские торгово-пассажирские пароходы совершали рейсы между Явой и Молуккскими островами, а далее путешественнику предстояло нанять малайский парусник, чтобы лично добраться до юго-западного побережья Новой Гвинеи.

Именно во время своего пребывания на территории сегодняшней Индонезии Н.Н. Миклухо-Маклай решил отправиться на берег Папуа-Ковиай, куда не решались совершить путешествие многие ученые и торговцы из-за слухов о кровожадности и коварстве местных жителей. Папуа-Ковиай – устаревшее название части юго-западного побережья индонезийской провинции Западное Папуа в западной части Новой Гвинеи. Теперь этот район называется Каймана, согласно названию одноименного города. Интересно, что рассказы об опасности Папуа-Ковиай наоборот устраивали русского путешественника, так как он хотел изучить племена, менее известные европейцам и, как он надеялся, менее подверженные внешним влияниям европейцев. Что же касается смертельной опасности, то она никогда не останавливала Н.Н. Миклухо-Маклая.

Н.Н. Миклухо-Маклай отправился на Молуккские острова на пароходе «Король Вильгельм III».  Пребывание на пароходе он использовал для наблюдений над пассажирами, среди которых было немало евро-малайских, китайско-малайских и негро-малайских метисов, расспрашивал старожилов-моряков о различных обычаях обитателей Явы и других островов Малайского архипелага. 22 декабря «Король Вильгельм III» бросил якорь в гавани Макасара (ныне столица индонезийской провинции Южное Сулавеси) – столицы султаната Гова, включавшего юго-западную часть Сулавесии и ряд небольших островов. 2 января 1874 года «Король Вильгельм III» пришел в Амбон (ныне административный центр провинции Малуку). Как писал ученый-гуманист в своих письмах в Россию: «Мой план» снова тот же, как и в 1871 году: познакомиться с жителями, их обычаями и языком, живя с ними, не оставляя при этом моих зоологических и метеорологических наблюдений». Несмотря на продолжающуюся лихорадку Николай Николаевич решил не отступать от намеченного плана. Как и в другие критические периоды своей жизни, путешественник проявил огромную силу воли и, презрев недуги, мобилизовал все силы своего организма, чтобы достичь желанной цели.

В конце февраля-начале марта 1874 г. Н.Н. Миклуо-Маклай, пересев на урумбай, прибыл к берегам Папуа-Ковиай. Панорама, которая открылась перед ученым-гуманистом, вызвала необычайное восхищение: «Море с его многочисленными бухтами и проливами, отвесные скалы, высокие хребты гор с разнообразными контурами, чрезвычайно богатая растительность представляют в Папуа-Ковиай самые эффектные комбинации, и часто пейзаж не довольно назвать “красивым”, но надо назвать “величественным”».

Согласно дневникам русского ученого, жители Папуа-Ковиай были изумлены его желанием жить среди них, но относились к Миклухо-Маклаю дружелюбно и даже почтительно. Так как местные жители вели мобильный образ жизни, перемещаясь на своих пирогах из одного залива в другой, переезжая от одного берега к другому, то вскоре хижина русского ученого на Папуа-Ковиай стала центром сбора, около которого почти постоянно теснились пироги местных жителей – так же, как и на Берегу Маклая.

На о-вах Наматота и Айдума (ныне входят в состав провинции Западное Папуа, Индонезия) Николай Николаевич несколько раз встречался с людьми из племени вуоусирау, населявшего горы над Папуа-Ковиай. Они приглашали путешественника в гости, причем рассказали, что за грядой прибрежных холмов находится большое озеро Камака-Виллар (ныне оз. Камака, провинция Западное Папуа). Несмотря на общую слабость и боль в ногах, Миклухо-Маклай по крутым тропинкам совершил поход в горы и изучил культуру и быт этого племени, которое было меньше затронуто внешним влиянием.

Каковы же научные результаты экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая на Папуа-Ковиай? Во-первых, Николай Николаевич пришел к выводу, что обитатели Папуа-Ковиай подобно обитателям Берега Маклая принадлежат к папуасской расе, хотя между ковиайцами встречаются люди смешанного происхождения – потомки мужчин-малайцев и местных женщин. Во-вторых, сравнивая образ жизни жителей Папуа-Ковиай с образом жизни папуасов Берега Маклая, ученый отметил большое различие между ними. Несмотря на то, что местные папуасы уже давно были знакомы с железными орудиями, малайской одеждой и украшениями, и даже огнестрельным оружием, они по-прежнему сохраняли своеобразный хозяйственно-культурный тип прибрежных рыболовов и возделывателей клубнеплодов, предполагавшим сезонные миграции внутри ограниченной хозяйственной территории.

Несмотря на то, что папуасы Берега Маклая жили относительно изолированно от других рас, они не были знакомы ни с металлами, строили каменными топорами большие селения, с очень удобными, часто большими хижинами, тщательно обрабатывали свои плантации, которые круглый год снабжали их пищей, а также держали домашних животных – свиней, собак и кур.

Наконец, в научном плане наиболее интересным его открытием на юго-западном побережье Новой Гвинеи стали результаты обследования малайско-папуасских метисов. Миклухо-Маклаем было установлено, что межрасовые браки дают здоровое потомство, а не приводят к неполноценности. Этот факт стал еще одним аргументом в пользу равенства всех рас на планете.  Дневниковые записи ученого также дополнены его превосходными рисунками, ныне их сохранилось более двадцати. На них изображены местные жители, их жилища и магические предметы, пейзажи, домик путешественника на берегу Папуа-Ковиай. Учитывая крайне неблагоприятную обстановку, в которой пришлось действовать Миклухо-Маклаю, и состояние его здоровья, исследования путешественника на Берегу Папуа-Ковиай можно по праву назвать подвигом, который внес неоценимый вклад в мировую науку, а также в очередной раз показал всему миру, чтоб нет высших и низших рас, а все люди равны от природы.

 

Заключение

После экспедиции на Папуа-Ковиай Н.Н. Миклухо-Маклая еще ни раз посещал столь полюбившиеся ему земли Индонезии, в том числе как на пути в Россию, так и в Австралию. Русского ученого-гуманиста постоянно привлекали в Богор романтические воспоминания, а также освежающий, хотя и коварный, климат тех мест. Некоторое время русский ученый даже прожил в кампонге (деревне) Эмпанг близ Богора. Тишина и спокойствие, а также прогулки в тенистом парке и по окрестным холмам восстановили душевное равновесие и способствовали научному творчеству.

Примечательно, что, будучи на территории сегодняшней Индонезии, Н.Н. Миклухо-Маклай продолжил обработку собранных за время своих экспедиций материалов, а также выпустил ряд статей, которые обрели мировую известность. Прежде чем покинуть полюбившуюся ему Яву, Миклухо-Маклай позаботился также о том, чтобы пополнить корпус публикаций о двух своих новогвинейских экспедициях. Николай Николаевич наконец полностью завершил и передал в журнал Королевского общества естествоиспытателей Нидерландской Индии вторую часть «Этнологических заметок о папуасах Берега Маклая» – труда, которому суждено было остаться самым крупным его исследованием по этнографии северо-восточного побережья Новой Гвинеи.

В январе 1876 г. Миклухо-Маклай поселился в г. Чиребон (ныне портовый город на северном побережье индонезийского острова Ява) и начал готовиться к своему второму путешествию на Берег Маклая (1876-1877 гг.) на шхуне «Си берд».  Отправляясь на Новую Гвинею, чтобы попытаться защитить своих друзей на Берегу Маклая от колонизаторов, путешественник не упускал из виду ситуацию в Папуа-Ковиай. Из Чиребона он отправил письмо генерал-губернатору Лансберге, в котором сообщил, что представил его предшественнику записку о социальном и политическом положении папуасов Берега Папуа-Ковиай, в том числе с осуждением работорговли в тех местах. Николай Николаевич просил «во имя человечности и справедливости» принять какие-то меры для облегчения печального положения жителей данных областей. Русский ученый-гуманист не только наперекор общественному мнению того времени выступил в мировой прессе с утверждением, что люди Тихоокеанского региона ничем не отличаются в умственном отношении от европейцев, но и научно это доказал.

Уже будучи в России, в 1886 г. (за два года до своей смерти) Н.Н, Миклухо-Маклай, превозмогая болезнь, обработал дневниковые записи о своем последнем посещении Батавии. Вскоре этот очерк появился в журнале «Книжки “Недели”». Помимо интересных биографических сведений он содержит анализ этнополитической ситуации в Нидерландской Индии – одну из первых попыток такого рода в российской литературе.

Земли современной Индонезии произвели неизгладимое впечатление на выдающегося русского ученого-гуманиста и путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая, а память об этих прекрасных тропических пейзажах он пронес через всю свою жизнь. В наши дни, в 2011 г. на территории Российского Центра науки и культуры в г. Джакарта был установлен памятник Н.Н. Миклухо-Маклаю при поддержке РГО. Это первый памятник россиянину на территории Индонезии, чья жизнь неразрывно связана с этой замечательной страной.

 

 

Список использованных источников

  1. Вклад Н. Н. Миклухо-Маклая в физическую антропологию и этнологию Океании и Юго-Восточной Азии // Фонд им. Миклухо-Маклая URL: https://mikluho-maclay.ru/vklad-n-n-mikluho-maklaya-v-fizicheskuyu-antropologiyu-i-etnologiyu-okeanii-i-yugo-vostochnoj-azii/ (дата обращения 20.12.2020)
  2. Заповеди этнографа // Фонд им. Миклухо-Маклая URL: https://mikluho-maclay.ru/zapovedi-etnografa/ (дата обращения 20.10.2020)
  3. Президент Индонезии спел Путину на день рождения // Russia Today / Ино ТВ URL: https://russian.rt.com/inotv/2013-10-07/Prezident-Indonezii-spel-Putinu-na (дата обращения: 20.10.2020).
  4. Российско-индонезийские переговоры // Президент России URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51932 (дата обращения: 20.10.2020).
  5. Состоялись переговоры Владимира Путина с Президентом Индонезии Мегавати Сукарнопутри // Президент России URL: http://kremlin.ru/events/president/news/28510 (дата обращения: 20.10.2020).
  6. Тумаркин Д.Д. Миклухо-Маклай. Две жизни «белого папуаса» / М.: Молодая гвардия, 2012. 454 с.

Memorial to Great Russian Scientist-Humanist and Traveller Nikolay Miklouho-Maclay in Jakarta

Photo of a young man from Batavia, 1870s (Indonesia)

Photo of Javanese girl, 1870s (Indonesia)

The Natives from Sulawesi. Drawings by Nikolay Miklouho-Maclay (1873) (1)

The Natives from Sulawesi. Drawings by Nikolay Miklouho-Maclay (1873) (1)

Urumbai vessel near the coast of Papua Kowiai. Drawings by Nikolay Miklouho-Maclay (1874)

Urumbai vessel near the coast of Papua Kowiai.Drawings by Nikolay Miklouho-Maclay (1874) (1)