Н.Н. Миклухо-Маклай в Малайзии

РОССИЯ И МАЛАЙЗИЯ — ИСТОРИЯ СВЯЗЕЙ: НАСЛЕДИЕ Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ

Введение

 

Малайзия – одно из наиболее экономически развитых государств Юго-Восточной Азии. Страна по праву носит титул одного из четырех «новых азиатских тигров» наряду с Индонезией, Филиппинами и Таиландом благодаря высоким темпам своего развития.

Отношения России c этой страной также развиваются высокими темпами. 3 апреля 1967 г. между СССР и Малайзией были установлены дипломатические отношения. На современном этапе, с начала XXI в., объем двусторонней торговли между нашими странами вырос с US$400 млн. до US$2,9 млрд. (в 7 раз). Более того, развивается и двустороннее сотрудничество в политической области. Еще в 2002-2003 гг. лидеры двух стран Владимир Путин и Махатхир Мохамад обменялись официальными визитами. 8 сентября 2012 г. «на полях» конференции АТЭС во Владивостоке Президент России Владимир Путин обсудил перспективы расширения торгово-экономического сотрудничества двух стран с тогдашним Премьер-министром Малайзии Наджибом Разаком, который в мае 2016 г. посетил Россию для участия в юбилейном саммите Россия-АСЕАН в Сочи.

Малайзия также является одной из стран-основательниц Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Эта межправительственная организация была образована 8 августа 1967 г. и поначалу включала в себя Индонезию, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Малайзию. На современном этапе в организацию также входят Камбоджа, Бруней, Мьянма (Бирма), Лаос и Вьетнам. АСЕАН ставит перед собой ряд задач, среди которых содействие экономическому росту, социальному прогрессу, культурному развитию, миру и стабильности в Юго-Восточной Азии. Стоит отметить, что Россия активно сотрудничает с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), диалоговое партнерство с которой в 2018 году получило статус стратегического.

Традиционно Россия отводит важное значение образовательно-просветительскому направлению отношений с Малайзией, что способствует более интенсивному, продуктивному и взаимовыгодному диалогу. Знание языка, классиков литературы и географии, а также понимание культуры и традиций друг друга, позволит активно развивать отношения между народами наших стран.

Вместе с тем контакты России и Малайзии начались еще задолго до второй половины XX века. В 1874-1875 гг. на полуострове Малакка, где ныне располагается материковая часть Малайзии, проводил свои исследования выдающийся русский ученый-гуманист и путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай.

Жизненный путь Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846-1888 гг.)

 

Н.Н. Миклухо-Маклай вошел в мировую и отечественную историю как выдающийся ученый-гуманист, путешественник и общественный деятель, который всю жизнь следовал гуманистическим принципам уважения к культуре и традициям народов мира, а также боролся за права жителей Юго-Восточной Азии и Океании.

Будущий всемирно известный исследователь и путешественник родился в 1846 г. в деревне Языково-Рождественское Новгородской губернии. В студенческие годы он искал себя: учился в Санкт-Петербурге и Германии на разных факультетах. Впоследствии выбор Н.Н. Миклухо-Маклая пал на медицинский факультет Йенского университета, так как ученый прекрасно осознавал, что для дальнейших исследований понадобятся знания сразу в нескольких областях науки. Русского ученого можно справедливо назвать естествоиспытателем или натуралистом широкого профиля.

В 1866–1869 гг. Миклухо-Маклай совершил экспедиции в Северную Африку, преимущественно для изучения морской фауны. Уже во время путешествия по берегам Красного моря проявились черты, определившие дальнейшую жизнь русского ученого, – склонность к трудным и опасным приключениям, глубокий интерес к образу жизни и культуре народов мира. В 1869 г. Миклухо-Маклай вернулся в Петербург и спустя год ученый представил Императорскому Русскому географическому обществу (ИРГО) свой проект многолетней экспедиции на Тихий океан, в которой планировал изучить его северную часть и проводить в основном зоологические, антропологические и этнографические исследования. ИРГО приняло проект Миклухо-Маклая и пообещало ему свое содействие.

Уже в процессе подготовки к экспедиции замыслы ученого существенно изменились. Ознакомление с научной литературой, беседы и переписка с ведущими отечественными и мировыми учеными навели Н.Н. Миклухо-Маклая на мысль, что запланированные им многолетние исследования целесообразно начинать с Новой Гвинеи – огромного острова в Океании, который в то время фактически оставался для европейцев неизведанной частью земного шара.

Обладая необычайным талантом и тягой к научному познанию мира, Н. Н. Миклухо-Маклай более 15 лет проводил этнографические и антропологические исследования в Юго-Восточной Азии, а также во всех культурных областях Океании: Меланезии, Полинезии и Микронезии. Бо́льшая часть работ русского ученого-гуманиста посвящена жителям северо-восточного побережья Новой Гвинеи (Берег Маклая), среди которых он прожил в общей сложности два с половиной года и трижды посетил эти места (1871–1872, 1876–1877 и 1883 гг.). Н.Н. Миклухо-Маклаю удалось наладить дружественный контакт и добрые отношения жителями Берега Маклая, а также освоить некоторые их языки. Своим терпением, доброжелательностью, отзывчивостью и отвагой Н. Н. Миклухо-Маклай завоевал доверие, любовь и преданность местных жителей. Фактически он «открыл» внешнему миру папуасов северо-восточного побережья Новой Гвинеи. Именно там Миклухо-Маклай прожил больше всего времени, проведенного им в Новой Гвинее, и назвал это побережье Берегом Маклая «по праву первого европейца, поселившегося там, исследовавшего этот берег и добившегося научных результатов».

Во время своих экспедиций по Юго-Восточной Азии и Океании, русский ученый тщательно и подробно описал хозяйство, быт, материальную культуру, нравы и обычаи местных жителей, уделяя особое внимание их самобытному искусству. Дневниковые записи Н.Н. Миклухо-Маклай по сей день остаются ценным источником по этнографии Новой Гвинеи.

Рисунки ученого, сделанные во время экспедиций, также являются ценным этнографическим и антропологическим источником, ведь они «отличаются точностью пропорций, тщательной прорисовкой деталей, ярко отражают как антропологический тип, так и человеческую индивидуальность». Н.Н. Миклухо-Маклай – автор более 700 рисунков.

Именно в эпоху Н.Н. Миклухо-Маклая разразились бурные дебаты вокруг исследований особенностей человеческих рас. Многие западные ученые пытались доказать, что человеческие расы неравноценны. Впоследствии эти теории использовались либо рабовладельцами, либо для оправдания колониальной экспансии. Миклухо-Маклаю была очевидна опасность подобных идей. Ряд европейских ученых считали папуасов промежуточным звеном между обезьяной и человеком, причем опирались на довольно абсурдные доводы о «пучкообразном» росте волос и «шершавости» кожи новогвинейцев. В ходе своих экспедиций на северо-восточное побережье Новой Гвинеи Н.Н. Миклухо-Маклай шаг за шагом находил неопровержимые доказательства того, что местные жители по своим физическим и психическим свойствам не отличаются от европейцев, чем показал несостоятельность расистских взглядов. Именно на примере папуасов северо-востока острова Новой Гвинеи, Миклухо-Маклай доказал всему миру, что нет людей высшей низшей расы и все люди равны от природы. Более того, Николай Миклухо-Маклай на протяжении всей жизни боролся за права народов Тихого океана, защищая их от произвола европейских работорговцев и колонизаторов.

Николай Миклухо-Маклай – автор около 160 научных трудов в области этнологии, антропологии, метеорологии и океанологии и др., опубликованных на русском, английском, немецком и других европейских языках. Более того, результаты исследований великого ученого-гуманиста и путешественника легли в основу ряда изданий по всему миру о жизни Миклухо-Маклая, в том числе и российского шеститомного (в семи книгах), наиболее полного на сегодняшний день собрания сочинений, которое вскоре ждет новое и современное переиздание.

С момента первых экспедиций Миклухо-Маклая в Юго-Восточную Азию, а также на далекий остров Новая Гвинея прошло почти полтора века. За это время в мире произошли огромные перемены, но научный и общественный подвиг русского ученого и его богатое наследие по сей день служат во благо дружбы и сотрудничества во всем мире. Собранный Миклухо-Маклаем фактический материал по-прежнему актуален для науки и повседневной жизни, а точные свидетельства русского путешественника о жителях Юго- Восточной Азии и Океании стали одними из первых в мире правдивыми свидетельствами о населении этого региона. Более того, труды и гуманистические идеалы Н.Н. Миклухо- Маклая дают современным людям представление о необходимости сохранения традиций, а также уважения к традициям и культуре народов мира.

Примечательно, что Н.Н. Миклухо-Маклай всегда считал себя зоологом, но впоследствии был признан мировой и российской наукой как этнограф. Неслучайно его гуманистические идеи являются воплощением заповедей этнографа:

  1. Этнография – венец всех гуманитарных наук, ибо она изучает всесторонне все народы, все человечество в его прошлом и настоящем.
  2. Не делай себе кумира из своего народа, своей религии, своей культуры. Знай, что все люди потенциально равны: несть ни эллина, ни иудея, ни белого, ни цветного. Кто знает один народ – не знает ни одного, кто знает одну религию — не знает ни одной.
  3. Не профанируй науки, не оскверняй этнографии карьеризмом: настоящим этнографом может быть только тот, кто питает энтузиазм к науке, любовь к человечеству и к человеку.
  4. Шесть дней работай, а седьмой –  подводи итоги. Помни свой долг перед общественностью и наукой.
  5. Почитай великих предшественников, учителей в научной и общественной жизни, дабы и тебя чтили по заслугам твоим.
  6. Не убивай науки фальсификацией фактов, поверхностными, неточными наблюдениями, скороспелыми выводами.
  7. Не изменяй раз избранной специальности –  этнографии. Кто раз вступил на путь этнографии, не должен сойти с него.
  8. Не чини плагиаты.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, на другие народы, на их характер, обряды, обычаи, нравы и т.д. Люби ближнего больше самого себя.
  10. Не навязывай насильно исследуемому народу своей культуры: подходи к нему бережно и осторожно, с любовью и вниманием, на какой бы ступени культуры он ни стоял, и он сам будет стремиться подняться до уровня высших культур.

Кроме того, Н.Н. Миклухо-Маклай около семи лет прожил в Австралии, где ему оказали тёплый прием: путешественник быстро сблизился с австралийскими учеными и вскоре стал членом Линнеевского общества – ведущей научной организации Австралии. Вместе с тем Миклухо-Маклай совершил путешествие вглубь австралийского континента, где провел зоологические и антропологические исследования, а также палеонтологические раскопки. В Австралии Николай Николаевич познакомился со своей будущей женой – Маргэрит Робертсон, которая была дочерью главы австралийского штата Новый Южный Уэльс. Впоследствии у них родилось двое сыновей – Александр и Владимир (Нильс и Аллен).

В 1886 г. Н.Н. Миклухо-Маклай после более чем 20-ти лет экспедиций по Юго-Восточной Азии и Океании вернулся в Россию, где стал живой легендой, после чего перевез в Петербург свою супругу и сыновей. После продолжительной болезни, вызванной осложнениями от малярии, лихорадки денге и ревматизма Н.Н. Миклухо-Маклай скоропостижно скончался 14 апреля 1888 г. в возрасте 41 года.

После смерти Николая Николаевича, его вдова с детьми возвратилась в Сидней. До 1917 года, от Российского правительства, она получала пенсию на содержание детей. Работы и коллекции своего мужа она передала Русскому Географическому Обществу, и сейчас они хранятся в Санкт-Петербурге, в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).

За свой вклад в мировую и отечественную науку, а также гуманистические идеи, которые надолго опередили свое время, в 1996 г., Н.Н. Миклухо-Маклай был признан ЮНЕСКО «Гражданином Мира» в честь 150-летней годовщины со дня рождения.

Безусловно, Николай Миклухо-Маклай – один из наиболее выдающихся ученых и путешественников второй половины XIX в., который внес неоценимый вклад в мировую науку, а его гуманистически идеи актуальны и сегодня. В условиях обострения межнациональных проблем практически во всех регионах мира особое значение приобретает прогрессивное идеологическое наследие Миклухо-Маклая о равенстве рас и народов, о недопустимости насильственного подавления культур, навязывания чужих стереотипов, осуществления колониальной или насильственной культурной экспансии. Научные исследования и опубликованные книги являются прочным и научно безупречным подспорьем, фундаментом в противостоянии реакционным великодержавным и националистическим тенденциям, и – что также очень важно – станет мощным оружием в деле воспитания чувств толерантности среди нынешнего поколения.

 

Путешествия Н.Н. Миклухо-Маклая по полуострову Малакка (1874-1875 гг.)

Первая экспедиция Н.Н. Миклухо-Маклая вглубь полуострова Малакка
(декабрь 1874 – февраль 1875 гг.)

 

История путешествий Н.Н. Миклухо-Маклая по территории сегодняшней Малайзии началась в 1874 г., когда пароход «Намоа», на котором русский ученый плыл из Батавии (ныне г. Джакарта, Индонезия), вошел в гавань Сингапура – тогда еще порта на небольшом одноименном острове в южной часть полуострова Малакка, откуда Н.Н. Миклухо-Маклай отправился в султанат Джохор.

Учитывая несметные природные богатства полуострова, прежде всего огромные залежи олова, английские купцы неоднократно посылали из Сингапура в Лондон петиции с призывом захватить султанаты Малакки, ряд из которых в наши дни входят в состав Малайзии.

Сэр Эндрю Кларк, назначенный губернатором Стрейтс-Сеттлментс (Поселений проливов) в сентябре 1873 г., получил задание присоединить их к Британской империи, не ограничиваясь самым южным султанатом – Джохором (ныне одноименный штат Малайзии), который в то время был зависим от британских властей. В течение года Э. Кларк завоевал два больших султаната в западной части полуострова – Перак и Селангор (ныне одноименные штаты Малайзии).

Вскоре после прибытия туда Н.Н. Миклухо-Маклая английский губернатор радушно принял русского путешественника, но делал это не без умысла. Для него Н.Н. Миклухо-Маклай был не просто известным путешественником и ученым-гуманистом, а человеком, который бы отправился во внутренние районы Малакки и собрал бы информацию, полезную для дальнейшего расширения колонии. Впоследствии русский ученый раскусил эти планы и надежно сберег информацию о малайском населении. Примечательно, что момент экспедиций Н.Н. Миклухо-Маклая во многих местностях нынешней Малайзии не побывал ни один европеец, а потому у губернатора и его подчиненных не было сведений об их рельефе, реках, составе и численности населения, отношениях между местными князьками и различными племенами. В те времена была еще одна крайне примечательная фигура – правитель султаната Джохор по имени Абу Бакар, награжденный британским орденом и получивший от лондонского правительства титул махараджи. Абу Бакар прекрасно говорил по-английски, бывал в Великобритании и охотно перенимал европейские технические нововведения, но при этом оставался верен некоторым обычаям и религии предков.

Так как во время научной работы Н.Н. Миклухо-Маклаю мешали шум и суета в отеле, он с радостью принял приглашение султана Абу Бакара переселиться в его дворец в городе Джохор-Бару (ныне одноименный и второй по населению после Куала-Лумпура), столице султаната Джохор, чтобы там продолжить подготовку к путешествию в джунгли Малакки. Перед экспедицией по п-ову Малакка султан снабдил русского ученого охранной грамотой, написанной по-малайски арабской вязью. В ней всем джохорским чиновникам и старостам деревень предписывалось помогать Миклухо-Маклаю, который «желает осмотреть леса, видеть и рисовать населяющих их людей».

Уже 15 декабря 1874 г. Миклухо-Маклай отправился в свою первую экспедицию по землям сегодняшней Малайзии в сопровождении помощников из поселения Ленга (ныне муким Малайзии в штате Джохор).

В начале своего путешествия по Малакке Н.Н. Миклухо-Маклай бороздил на плоскодонке реку Муар и побывал в деревне Кепонг (ныне пригород Куала-Лумпура), где местный старейшина пожелал лично сопровождать именитого путешественника до следующей малайской деревни. Н.Н. Миклухо-Маклай внимательно изучал образ жизни, нравы и обычаи малайцев в посещенных им деревнях, но основное внимание уделял поиску и изучению оранг-утанов (по-малайски «лесные люди»), которые, как он полагал, могут быть родственны папуасам Новой Гвинеи и в целом относиться к «меланезийской расе». «Лесные люди» в султанате Джохор в большинстве своем принадлежали к древнему населению Малакки – племенам джакунов. По просьбе Н.Н. Миклухо-Маклая старосты малайских деревень устраивали ему встречи с «лесными людьми», а позже в лесах Малакки исследователь иногда сам наталкивался на их временные поселения, обычно расположенные на лесной поляне или речном берегу. В этих случаях он устраивал привал на день или двое суток и погружался в изучение культуры, быта и антропологического типа оранг-утанов.

С большой тщательностью ученый составлял словари основных слов из местных диалектов, отмечая сходство и отличие от малайских эквивалентов. Более того, во время пребывания на Малакке Миклухо-Маклай основательно изучил малайский язык. В течение дня ученый обычно делал краткие заметки и наброски будущих рисунков, а вечером при свете факела вносил более подробные записи в дневник, а зарисовки превращал в более тщательно проработанные рисунки. Несколько десятков таких рисунков уцелели и представляют большой интерес не только в научном, но и в художественном отношении.

Несмотря на тот факт, что местный климат обострил болезни Н.Н. Миклухо-Маклая, русский ученый-гуманист не только не пал духом, но, судя по его дневникам, временами находился в приподнятом настроении, так как местные условия напоминали ему новогвинейские, которые успели стать для него родными.

Побывав на реке Сембронг, приток Эндау (ныне на то же месте располагается одноименной город), и реке Мадек – другого притока Сомбронга, русский ученый направился на юг по реке реки Джохор, в сторону Джохор-Бару, где располагался дворец султана. Миклухо-Маклай быстро спустился по ней до города Кота-Тингги (ныне сохранил своё название). В новом городе русский ученый-гуманист увидел совершенной иной пейзаж: кругом виднелись рощи плодовых деревьев, сады и плантации. Эту местность населяли малайцы. В Кота-Тингги русского путешественника также поприветствовали представители султана. Затем, на парусном судне, присланном за ним Абу Бакаром, Миклухо-Маклай прибыл в Джохор-Бару в январе-феврале 1875 г.

После первой экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая в джунгли Малакки, где еще не ступала нога европейца, в местных газетах появилось интервью с русским ученым о его захватывающем путешествии, а телеграфные агентства разнесли известие о возвращении Н.Н. Миклухо-Маклая из джунглей Малакки по всему миру.

 

Пребывание Н.Н. Миклухо-Маклая на полуострове Малакка и идея создать Биологическую станцию

 

Из-за обострившихся проблем со здоровьем вторую экспедицию вглубь Малакки пришлось отложить на несколько месяцев, но, будучи в Джохор-Бару, Н.Н. Миклухо-Маклай не терял времени даром и приводил в порядок, систематизировал и вносил дополнительные записи в материалы своего предыдущего путешествия, а также продолжал работу над рукописью «Этнологических заметок о папуасах Берега Маклая», которая также обрела мировую известность.

Именно в ходе путешествия по территории нынешние Малайзии русский ученый решил основать зоологическую (морскую биологическую) станцию в южной части Малакки и осуществить на практике свою давнюю идею. Эта уникальная на тот период задумка, представляла собой сеть биологических станций в различных уголках земного шара, где ученые со всего мира могли бы останавливаться и проводить свои исследования.

Миклухо-Маклай присмотрел недалеко от Джохор-Бару небольшой холм, который образует мысок в Джохорском проливе, отделяющем Сингапур от полуострова Малакка, и попросил Абу Бакара продать этот участок. Султан с восточной учтивостью не стал отказывать именитому гостю, но никаких бумаг составлено не было. Воспользовавшись вынужденной отсрочкой новой экспедиции, путешественник набросал правила пользования станцией, начертил эскиз ее здания и даже дал станции название станция «Тампат-Сенанг» (по-малайски – место покоя).  Спустя два месяца Абу Бакар известил путешественника, что не может продать земельный участок для строительства станции, а согласен лишь сдать его в аренду на несколько лет, что не подходило для замыслов русского ученого-гуманиста. Вне зависимости от результата, учреждение биологической станции было важной целью в жизни Н.Н. Миклухо-Маклая, которую он впоследствии откроет в австралийском заливе Уотсонс-Бэй в 1881 г.

 

Вторая экспедиция Н.Н. Миклухо-Маклая вглубь полуострова Малакка
(июнь – октябрь 1875 г.)

 

Свое второе путешествие по Малакке Н.Н. Миклухо-Маклай начал 15 июня 1875 г. в сложной обстановке. Недовольные высокими налогами местные жители в султанатах Перак, Селангор и федерации Негри-Сембилан (ныне одноименный штат в составе Малайзии) выступали против колониальных властей. Доброжелатели предупреждали русского ученого, что его ждут большие опасности, так как действия колонизаторов вызвали неприязнь к европейцам на всем полуострове, и он может поплатиться жизнью, если его примут за английского шпиона. Но 15 июня 1875 г. путешественник отправился из Джохор-Бару в новую экспедицию. Русскому ученому снова помог султан Абу Бакар.

Поднявшись по рекам Джохор и Эндау, путешественник добрался до северных пределов владений Абу Бакара – на стыке султанатов Джохор и Паханг.

Н.Н. Миклухо-Маклай уважительно относился к местным жителям, поэтому прибегнул к тактике, которая помогла ему в первый период пребывания на Берегу Маклая: приближаясь к деревне, он заранее предупреждал о своем появлении и старался показать свои мирные намерения. Только теперь он не свистел, как на Новой Гвинее, а посылал в селение несколько сопровождающих его малайцев. Они сообщали местному феодалу: «Дато (по-малайски «высокородный») Маклай путешествует по всем странам малайским и другим, чтобы ознакомиться, как в этих странах люди живут, как живут князья и люди бедные, люди в селениях и люди в лесах; познакомиться не только с людьми, но и с животными, деревьями и растениями в лесах». Русский ученый-гуманист также использовал свои познания в области медицины и, так же, как на Берегу Маклая, лечил местных жителей п-ова Малакка.

Затем русский ученый прибыл в г. Пекан (ныне одноименный город в Малайзии) – столицу султаната Паханг, где встретился с местным правителем Паханга и рассказал о своих намерениях, а местный султан оказал помощь путешественнику.

Далее Н.Н. Миклухо-Маклай поднялся по реке Паханг до реки Тембелинг, пешком пересек невысокий горный хребет и добрался до верховьев реки Лабир. Здесь в сильно пересеченной местности, на стыке султанатов Паханг, Келантан и Тренгану, Миклухо-Маклай обнаружил в нескольких местах «лесных людей», по своим антропологическим признакам близких, по его мнению, к папуасам Новой Гвинеи. Ведя кочевой образ жизни, уходя под напором малайцев все дальше в горы и леса полуострова, они остались несмешанными и еще сохранили свой собственный язык.

Лебир — приток большой реки Келантан, которая дала (как Джохор и Паханг) имя соответствующему султанату. По этой реке путешественник добрался до ее устья, вблизи которого находилась столица султаната – город Кота-Бару (ныне одноименный город в Малайзии, столица штата Келантан). Николай Николаевич осмотрел г. Кота-Бару, известный буйволиными и бараньими боями и искусством своих ремесленников, зарисовал султанский дворец, построенный в классическом малайском стиле.

Не отказываясь от своей главной цели – исследования населения полуострова Малакка, – Н.Н. Миклухо-Маклай все более втягивался в изучение культуры, нравов и обычаев малайцев, а также взаимоотношений правителей здешних государств.   Н.Н. Миклухо-Маклай за четыре дня пересек полуостров в его узкой части и прибыл в г. Алор-Сетар (ныне одноименный город в Малайзии, столица штата Кедах) – столицу султаната Кедах.  Затем, посетив по пути порт Малакка на западном побережье полуострова, Н.Н. Миклухо-Маклай 9 октября 1875 года прибыл на английском пароходе в Сингапур.

Путевые дневники, рисунки и тщательно составленные Н.Н. Миклухо-Маклаем словарики ключевых слов диалектов местных жителей – это большой вклад в антрополого-этнографическое изучение малайцев. Во время второй экспедиции по полуострову Николай Николаевич также стал первооткрывателем сенойских племен семелай и темок, а также небольшого семангского племени батак-де, представляющего хозяйственно-культурный тип кочевых охотников и собирателей. Записи Н.Н. Миклухо-Маклая по этим племенам являются уникальным этнографическим источником.

В то же время, вернувшись в Сингапур после второй экспедиции, Миклухо-Маклай узнал, что в Пераке, а затем и в других султанатах начались вооруженные восстания. Местные власти агрессивно подавили восстание, а происходящее потрясло Миклухо-Маклая. Путешественник серьезно задумался над тем, что может произойти на Берегу Маклая (северо-восточное побережье Новой Гвинеи) в случае появления там британских переселенцев.

Будучи уверенным, что местные колониальные будут использовать собранную Н.Н. Миклухо-Маклаем информацию о жителях Малакки в своих целях, русский ученый решил не публиковать и никому не передавать собранные материалы и отплыл на рейсовом пароходе в Батавию (ныне г. Джакарта, Индонезия).

 

Заключение

Если мы перенесемся в наши дни, то без труда отметим еще один интересный факт: Н.Н. Миклухо-Маклай побывал в 6 из 13 штатах современной Малайзии (Джохор, Перак, Селангор, Негри-Сембилан, Келантан, Кедах). Более того, русский ученый-гуманист и путешественник поддерживал дружественные отношения с махараджей Абу Бакаром, который считается одним из первых малайских правителей нового образца. Среди предков Абу Бакара был султан Абудл Джалил IV, правивший Джохором в начале XVIII в. Будучи у власти Абу Бакар способствовал освоению ими девственных джунглей в глубине султаната, а также провел административную реформу, доверив руководящие посты образованным малайцам, с которыми когда-то учился. Султан Джохара был также искусным дипломатом: он участвовал в делах соседних малайских государств, отстаивал свои интересы и, в то же время, сохранял дружественные отношения с Великобританией. В 1865 г. он отправился в Англию и был представлен королеве Виктории, что, в свою очередь, подняло его статус как в Юго-Восточной Азии, так и в Европе. В своих владениях в Джохор-Бару и Сингапуре Абу Бакар выстроил роскошные дворцы в европейском стиле, где принимал высокопоставленных гостей, а в последние годы жизни начал возведение мечети, ныне носящей его имя.

Путешествие Н.Н. Миклухо-Маклая по полуострову Малакка еще раз подтверждает, что русский ученый в любом уголке мира следовал своим гуманистическим идеям о равенстве всех людей на планете, выступал против колонизации и был настоящим другом для коренного населения, который всегда приходил с миром.

Список использованных источников

  1. Вклад Н. Н. Миклухо-Маклая в физическую антропологию и этнологию Океании и Юго-Восточной Азии // Фонд им. Миклухо-Маклая URL: https://mikluho-maclay.ru/vklad-n-n-mikluho-maklaya-v-fizicheskuyu-antropologiyu-i-etnologiyu-okeanii-i-yugo-vostochnoj-azii/ (дата обращения 20.12.2020)
  2. Диалог Россия-АСЕАН // Министерство иностранных дел Российской Федерации URL: https://www.mid.ru/dialog-rossia-asean (дата обращения: 20.10.2020).
  3. Заповеди этнографа // Фонд им. Миклухо-Маклая URL: https://mikluho-maclay.ru/zapovedi-etnografa/ (дата обращения 20.10.2020)
  4. Тумаркин Д.Д. Миклухо-Маклай. Две жизни «белого папуаса» / М.: Молодая гвардия, 2012. 454 с.
  5. Keat Gin Ooi Southeast Asia — A Historical Encyclopedia, From Angkor Wat to East Timor., ABC-CLIO, 2004. 1791 p.

Abu Bakar Sultan of Johor, 1890s, Collection of the National Museum of Singapore

Malays Hussein and his nephew Abdul-Rahman (Abdurrahman)

Map of Miklouho-Maclay’s journeys in Johor and southern Pahang, 1874-1875

Palace in Kota Bharu, Kelantan

Sultan’s Abu Bakar palace in Johor Bahru. Drawing by Nikolay Miklouho-Maclay

The boy with sumpitan

Views of the Biological Station in Watson Bay (Australia) in the 1880s and nowadays (1)